Инклюзивное образование

Управление образования администрации города Бузулука

Ответственный: заместитель директора муниципального казенного учреждения города Бузулука «Центр развития образования»

Тренкина Галина Геннадьевна  8(35342) 2-04-43


 

Путин В.В. о развитии инклюзивного образования во время "Прямой линии" (2017 год) смотреть...

 
ФИПИ опубликовал тренировочные сборники по подготовке к ГИА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья читать...

 

Инклюзивное образование

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. В общеобразовательных организациях города  созданы условия для обучение детей-инвалидов на основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф, ст. 19. "Образование инвалидов", Федерального закона от 02.07.2013 N 181-ФЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26. (по вопросу, касающемуся санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

 
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Федеральный закон от 02.07.2013 N 181-ФЗ "

ст. 19. "Образование инвалидов" .

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3) интеграцию в общество.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.
Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

В образовательных учреждениях города для детей-инвалидов созданы специальные условия  для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

В городе Бузулуке в "МОБУ "ООШ №5" и МОБУ "ООШ №9" созданы специальные классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (школа №5 – с нарушением умственного развития, школа №9 – с задержкой психического развития). 

В 11 школах города установлены пандусы

В четырех общеобразовательных организациях города используются аппаратно-программные комплексы:

                    - для слабовидящих обучающихся;

                    - для обучающихся с нарушением слуха и речи;

                    - для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП)

                    - сенсорная комната

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в школах города с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивается организация обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Приказом министерства образования Оренбургской области от 18.04.2017 года № 01-21/821 "О внесении изменений в приказ министерства образования от 30.12.2016 года №01-21/3503" определены профессиональные образовательные организации, подведомстенные министерству образования, для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).(читать документ в формате pdf)

Федеральная нормативная база:

Муниципальная нормативная база:

 
Перечень документов для получения дополнительных образовательных услуг от Центра дистанционного обучения, созданного на базе ГБПОУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Н.К. КАЛУГИНА» г. Оренбурга
 
Для поступления в Центр дистанционного обучения родители (законные представители) ребенка представляют:
  • заявление родителей;
  • фото ребенка;
  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);    
  • заключение МСЭ;
  • свидетельство о рождении или паспорт (копия);
  • справка о допуске к работе на компьютере;
  • паспорт одного из родителей (законных представителей) (копия);
  • личное дело обучающегося с основного места учебы (копия);
  • ходатайство органа, осуществляющего управление в сфере образования,   о направлении ребенка в центр (готовит Управление образования);
Расписание работы творческих объединений,  приглашающих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования

 ЦДОД "Радуга" смотреть расписание занятий

ЦДОД «Содружество» смотреть расписание занятий

Работа специалистов социально-психологической службы МДОБУ «ЦДОД «Содружество»  направлена на обеспечение социализации, поддержки развития личности и формирования предпосылок учебной деятельности детей с ОВЗ.

Социально-психологическая служба оказывает помощь детям с ОВЗ:

  • с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • с синдромом Дауна;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • синдромом дефицита внимания;
  • задержка психического развития;
  • умственная отсталость.

Работа реализуется  по программам:

  • «Волна», «Экватор», «Другие Мы» (для детей с ЗПР),
  • «Шустрики» (для детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью),
  • «Солнце в ладошках» (для детей с синдромом Дауна),
  • «Мой мир» (для детей с расстройствами аутистического спектра),
  • Программа коррекционных занятий для детей с ДЦП, «Мама+ Я» (коррекция детско-родительских взаимоотношений),
  • «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников», «Как преодолеть трудности в обучении детей чтению», «Как преодолеть трудности в обучении детей русскому языку»,  «Как преодолеть трудности в обучении детей математике», «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов».

 Для более эффективной коррекции на начальном этапе с детьми с расстройством аутистического спектра, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сложными расстройствами работа ведется индивидуально, далее - включение  в малые группы (2-3 человека) и только на последнем этапе, в случае положительной динамики, происходит включение ребенка в группы.

Занятия с детьми ОВЗ проводятся 2 раза в неделю ( с декабря начинается запись на занятия с января 2018 года)

  • вторникиндивидуальные и подгрупповые занятия с 14.00-17.00 часов (по предварительной записи)
  • средаконсультации для родителей детей с ОВЗ с 14.00-16.00 часов
  • четвергиндивидуальные и подгрупповые занятия с 14.00-17.00 часов (по предварительной записи)
  • пятница - консультации для родителей детей с ОВЗ с 14.00-16.00 часов