Основными задачами образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков является:
1. Снятие учебных перегрузок обучающихся, приводящих к состоянию переутомления.
2. Рациональная организация физической активности обучающихся, профилактика гиподинамии.
3. Организация правильного питания обучающихся во время их пребывания в ОУ.
4. Предупреждение вредного воздействия на здоровье обучающихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика «школьных» болезней).
5. Охрана и укрепление психологического здоровья обучающихся: предупреждение «школьных» стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.
6. Организация сотрудничества с родителями обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Важнейшей составляющей в системе мер по формированию здорового образа жизни, внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания детей является проведение областной Недели здоровья, приуроченной ко Всемирному и Всероссийскому Дню здоровья (7 апреля). Проведение данного мероприятия должно способствовать созданию условий для формирования у обучающихся, родителей, педагогов навыков здорового образа жизни.
Основными задачами проведения областной Недели здоровья являются:
- обеспечение обучающихся необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, пробуждение у них интереса к приобретению полезных поведенческих навыков;
- привлечение детей, родителей и педагогов к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- использование возможностей каждого учебного предмета в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни;
- воспитание у обучающихся ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
В рамках областной Недели здоровья в образовательных учреждениях пройдут следующие мероприятия:
1. Информационно-просветительские и мониторинговые: уроки здоровья, часы общения, беседы, лекции, консультации, анкетирование, социологические исследования, просмотр и обсуждение тематических кино- и видеофильмов, телепередач, занятия в рамках родительского всеобуча с привлечением школьных медработников, педиатров, наркологов, психологов, специалистов центров медицинской профилактики, органов наркоконтроля, авторитетных спортсменов и тренеров, а также выпуск медико-профилактических бюллетеней, листовок, проведение радиолинеек и т.д.
2. Игровые и состязательные: викторины, олимпиады, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, спортивные соревнования, в том числе семейных команд, подвижные игры, физкультминутки и т.д.
3. Научно-практические (конференции, диспуты, «круглые столы») и культурно-развлекательные (КВНы, театрализованные представления, спортивные праздники, тематические вечера и т.д.)
4. Антинаркотические и антиникотиновые профилактические акции, семинары - тренинги по формированию навыков ответственного поведения, осознанного отказа от приема любых психоактивных веществ.
При подготовке и проведении мероприятий Недели здоровья организаторам необходимо руководствоваться следующими принципами:
- добровольность участия в мероприятиях, возможность выбора форм и методов в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, особенностей взаимоотношений детей, педагогов и родителей;
- создание условий для участия в мероприятиях детей с ограниченными возможностями здоровья;
- привлечение к организации и проведению мероприятий родительской общественности, детских и молодежных общественных организаций, органов государственно-общественного управления образованием (ученических советов, ассоциаций выпускников и др.), детских СМИ, пресс-центров, телестудий;
- взаимодополняемость общеобразовательных программ, в рамках которых изучаются основы здорового образа жизни, форм внеурочной воспитательной работы, дополнительного образования детей;
- использование возможностей консультпунктов по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа, наркопостов, кабинетов социального волонтера.
Необходимо отметить, что в рамках учебных занятий гуманитарного, естественно-биологического цикла, физической культуры, ОБЖ, исходя из специфики предметной области, будут рассматриваться общие понятия здоровья и гигиенических навыков, вопросы истории олимпийского движения и физической культуры, роли физической культуры и спорта в жизни великих ученых, деятелей искусства и литературы, исторических деятелей, проблемы экологии и нравственного выбора, духовного и душевного здоровья, социальной адаптации и компетентности обучающихся.
Рекомендовано также организовать обсуждение с обучающимися и их родителями следующих актуальных проблем: «Мода и здоровье», «Экология и здоровье», «Преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков», «Правильное питание и диеты», «Компьютерные игры и здоровье», «СМИ и здоровье» и др.
© 2014 - Управление образования Админстрации Оренбургской области - www.rc-buzuluk.ru