ФГОС

Сборники научно-методических статей, технологических карт и открытых уроков по теме: "Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы".

Сборники расположены на сайте ФГБОУ ВО ОГПУ по адресу: http://ospu.ru/universitet/izdatelskaya-deyatelnost-universiteta/elektronnye-knigi/

Перечень нормативной базы:

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
-постановление Администрации Оренбургской области от 23.12.2004 № 259-п «Об утверждении положения о порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также выплаты компенсации расходов родителям на эти цели»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-постановление  Правительства РФ от 24.02.2009 г № 142 « Об утверждении Правил  разработки  и  утверждения ФГОС»;
-приказ МО РФ от 26.11.2010 г  № 1241 « О внесении изменений  в  ФГОС начального общего образования»;
-приказ МО РФ от 04.10.2010 № 986 « Об утверждении  федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Итоги работы по внедрению ФГОС в 2014-2015 учебном году

С целью  успешной реализации ФГОС дошкольного,   начального и основного общего образования продолжалась  работа по совершенствованию нормативно- правовой базы реализации ФГОС в ОО (основных образовательных программ, рабочих программ, др.) методическому сопровождению образовательного процесса,  повышению профессионализма педагогов.
В 2016г. во всех общеобразовательных организациях реализуется ФГОС начального и основного общего образования (1-4 кл., 5-6 классы). В МОАУ "СОШ №1" в рамках регионального эксперимента ФГОС реализуется на уровне 5-9 классов.
Доля школьников, обучающихся по ФГОС начального и основного уровня,  составила  67%. от  общей численности.
82% педагогических работников и руководителей общеобразовательных организаций прошли повышение квалификации по ФГОС.
- во всех школах города  имеется систематизированная нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующая деятельность по созданию условий внедрения  ФГОС.
Для 1-4 и 5-9 классов разработана основная образовательная программа начального и основного общего образования. Для 91 ученика 1-6 классов  разработана и реализуется адаптированная образовательная программа (школы №5,6,8,9,10,11,12,13,гимназия №1), в том числе для 8 первоклассников (школы №9,10,6,5), для которых с 01.09.2016г.  введен ФГОС ОВЗ, утвержденный
11 02.2015г. за №ДЛ-5/07 вн.
-Все УМК, реализуемые в образовательных учреждениях, соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Санитарно- гигиенические условия в ОО поддерживаются в соответствии с  нормами СанПиН.  
 -Созданы условия для физического воспитания: во всех школах имеются оборудованные спортивные залы, в 11 из 12 школ -оборудованные спортивные площадки; во всех школах созданы условия для организации  горячего  питания,  лицензированные медицинские кабинеты; учебный план, учитывающий запросы и потребности обучающихся и их родителей, -все это соответствует требованиям ФГОС. В   60% школ имеются условия для занятий музыкой, 40 % имеют  лингафонные кабинеты для обучения иностранными языками. Имеются условия для свободного самовыражения обучающихся: школьная газета, радио, сайт.
-Информационно- методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной ИКТ-насыщенной информационно-образовательной средой. Положительная динамика в создании информационно- образовательной среды отмечается в школах 3,4,11,12. В 73% учебных кабинетах имеется оборудованное рабочее место учителя в соответствии с современными требованиями. По сравнению с 2015г. этот показатель вырос на 11,5%. На 19,8% увеличилось число кабинетов, оснащенных мультимедиа.
 Кадровое обеспечение образовательных организаций в условиях ФГОС:
-100% кадровое обеспечение на начало учебного года;
-80,7% педагогов имеют первую или высшую категорию;
-89% учителей начальной школы прошли курсовую подготовку по ФГОС;
-76% учителей основной школы прошли курсовую подготовку по ФГОС;
-99 педагогов прошли курсовую подготовку по обучению детей с ОВЗ.
-Определена оптимальная для реализации ФГОС модель организации внеурочной деятельности учащихся.
В ОО города разработана и реализуется модель организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода. Данная модель обсуждена на педагогических советах и внедряется в 1-6-х классах, осваивающих ФГОС. Педагоги и обучающиеся ориентированы на выполнение заданий системно-  деятельностного характера, развивающие УУД; организацию индивидуальной, парной и групповой работы; оптимальное соотношение репродуктивной и поисковой, исследовательской работы; разработку и презентацию обучающимися интеллектуальных продуктов. На методических советах ОО утверждены рабочие программы педагогов по всем учебным предметам (1- 6 классы) и рабочие программы по внеурочной деятельности  (1 – 4, 5-6 классы).
В целях методического сопровождения введения ФГОС  для педагогов города  в течение года были организованы мероприятия практико- ориентированного характера:
-заседание ГМС "Формирование универсальных учебных действий на разных этапах обучения"
-городской семинар для зам. руководителей ОО "ИКТ как средство взаимодействия всех участников образовательного процесса"
-городской семинар для руководителей ОО "Системно- деятельностный подход в обучении и воспитании, как основа образовательного процесса в условиях ФГОС"
-городской семинар для молодых педагогов "Новые стандарты образования основной школы: предметные и метапредметные умения и навыки обучающихся. Требования ФГОС к уроку"
-городской семинар-практикум для молодых педагогов  "Типология уроков в условиях реализации ФГОС".
По линии городских методических объединений также проводилась плановая работа по совершенствованию внедрения ФГОС.
       В основе современного урока лежит  системно- деятельностный подход, направленный на развитие личности обучающихся в процессе усвоения универсальных  учебных действий.
Но, несмотря на проведенную работу по изучению теоретических вопросов обновления образования, в том числе методической составляющей, массовое обучение педагогов, проведение практических семинаров обучающего характера, качество проводимых уроков показывает недостаточную методическую, психологическую готовность большого числа   педагогов работать в новых условиях.
Интерактивное оборудование если применяется на уроке, то   используется в 90%  только  для показа слайдов. Кроме того, учителя не в системе  используют имеющееся мультимедиа оборудование и интернет-ресурсы  в образовательном процессе.
На уроках по-прежнему преобладают репродуктивные методы обучения. Роль учителя является главенствующей. Не организуется деятельность обучающихся, как равноправных участников образовательного процесса.
Слабо развиты навыки анализа  и самоанализа педагогической деятельности педагогов и руководителей ОО.  
Посещение уроков  учителей 1-11 классов показало,  что более 50% уроков не соответствуют современным требованиям, не обеспечивают реализацию системно- деятельностного подхода в обучении. Особенно серьезно эта проблема стоит на уровне основного общего образования.    Городским и школьным МО предстоит серьезная работа  с педагогами по качественному изменению образовательного процесса,  активному усвоению и применению новых современных технологий, обеспечение системно- деятельностного подхода на каждом уроке.  
Посещенные уроки в 5-6 классах выявили проблему  преемственности начальной и основной ступени образования. Учителя основной школы, слабо владеющие современными технологиями обучения, «тормозят» развитие обучающихся, получивших на уровне начального общего образования необходимые навыки формирования УУД.  Отсутствует глубокий анализ уровня сформированности личностных, метапредметных действий, их формирование у обучающихся 5-6  классов.
Изучение  деятельности ОО показывает, что в школах  по-прежнему не осуществляется  должный контроль за  реализацией внеурочной деятельности, которая является  неотъемлемой частью реализации ФГОС, не  отслеживается достижение планируемых результатов через внеурочную деятельность. Анализ организации и проведения занятий по внеурочной деятельности показал, что основными формами организации внеурочной деятельности выступают кружки и секции. При  этом такие формы организации внеурочной деятельности, как проектная и исследовательская деятельность, экскурсии, творческие мастерские, викторины, выставки и пр.встречаются редко.
Задачи  методической службы по внедрению ФГОС  на 2017г.:
1.обеспесчение 100% переподготовки педагогов  дошкольного, начального, основного общего образования с целью успешной реализации ФГОС.
2. обеспечение современным нормативно-программным и учебно- методическим сопровождением содержательной части новых стандартов;    
3. своевременное обеспечение комплектом учебников для 5-7 классов в соответствии с требованиями ФГОС;
4. продолжить работу по   реализации системно- деятельностного подхода в обучении; персонифицировать отработку методики современных технологий обучения через ГМО, ШМО, индивидуальные консультации и др. формы.
5. введение в структуру образовательного процесса современных методик и технологий оценивания, позволяющих увидеть динамику роста и развития ребенка;
6. осуществление преемственности в содержании, формах и методах обучения, воспитания и развития, в педагогических требованиях к условиям образования детей дошкольного возраста,  на 1 и 2 ступенях обучения;
 Для успешной реализации поставленных перед образованием  задач  нужны специалисты, способные оперативно  реагировать на  быстро  изменяющиеся современные условия в образовании, с полной ответственностью  и профессионализмом подходить к вопросу обеспечения  высокого качества образования.