Новости

23.04.2009
Семинар в МОУ "СОШ №10"

Семинар
«Информационно-коммуникационные технологии как одно из условий повышения качества образования участников образовательного процесса» 
в МОУ «СОШ № 10»

   Сегодня ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий, ресурсов сети Интернет, которые открывают ребенку мир культуры, учителю – перспективы профессионального роста, руководителю – более эффективный механизм принятия решений и контроля за их исполнением. Чтобы помочь педагогу сориентироваться в современном информационном пространстве, активно внедрять информационно-коммуникационные технологии, использовать ресурсы сети Интернет 23 апреля 2009 года в школе № 10 прошел семинар «ИКТ  как одно из условий повышения качества образования участников образовательного процесса». Учителя поделились и представили имеющийся положительный опыт применения инновационных технологий на своих уроках.

   Начался семинар с видеосюжета, который состоял из фрагментов уроков, внеклассных мероприятий, где демонстрировались возможности компьютерных технологий.
  Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей в начальной школе. Экран притягивает внимание, которого учитель порой не может добиться при фронтальной работе с классом. Г.А.Никитина, учитель начальных классов, поделилась эффективным использованием ИКТ в исследовательской деятельности учениками на уроках природоведения. Учащимися был реализован проект «Птицеград», основной целью которого было обратить внимание детей заботиться о птицах, рассмотреть разные формы помощи птицам особенно в зимних условиях и исследовать окружающую среду обитания.  Ребята с учителем участвовали во II конкурсе и были приглашены в г.Орск на финальный этап защиты проектов. Галина Алексеевна прокомментировала и наглядно показала созданную электронную версию работы, а также поделилась успехами и наградами с конкурса.

   Информационные технологии позволяют по-новому использовать и на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Сергей Иванович Пирогов, учитель истории, ежедневно применяет современные компьютерные технологии на своих уроках. О своей системе работы эффективно влияющей на повышение качества образования он поделился с коллегами школы. Основным инструментом в преподавании для Сергея Ивановича являются электронные учебники, которые позволяют проникнуться в любую историческую эпоху, посмотреть видеосюжеты того времени, познакомиться с документальными первоисточниками, побывать в различных странах и услышать выступления исторических лидеров. Всё это позволяет на уроке прочувствовать атмосферу любой исторической ситуации и перенестись за сотню лет по шкале времени.

  Выступление Е.А.Бикеевой «MS PowerPoint – ультиматум классной доске» было посвящено новым идеям использования такого инструмента на уроке, как Редактор презентаций. Комментированием трёх фрагментов уроков, представлением собственного продукта была обозначена ценность и главное преимущество данной программы именно в использовании анимации. Когда, например, текст теоремы на слайде должен являться неотъемлемой частью мультимедийного действия по объяснению сути данной теоремы, научного явления, заключенного в ней и тогда весь объясняемый процесс предстанет в действии перед глазами учеников и запомниться им надолго. Учителя на семинаре получили рекомендации при подготовке презентаций к урокам в виде советов «В методическую копилку…», которые были представлены в буклетах с программой семинара.
  Одной из наиболее благоприятных сфер применения компьютера в учебном процессе являются иностранные языки, при изучении которых может применяться как прикладное программное обеспечение, так и специальные программы для усвоения английского языка – мультимедийные обучающие программы, тесты, электронные учебники и словари. Т.Н.Черноусова продемонстрировала авторские программные продукты, которые позволяют реализовать наглядность, сконцентрировать внимание, сделать урок живым, интересным, творческим, эффективным. И, конечно, главной изюминкой выступления было представление системы работы с лингафонным оборудованием.

  Педагоги были свидетелями организации чата, форума, диалога во время урока английского языка,  увидели как интересно и активно ребята принимают участие с новыми формами работы.
  Мультимедийные программы, электронные учебники, снабженные графическим, видео и звуковым сопровождением превращают урок музыки в удивительный мир искусства и красоты. На смену традиционным техническим средствам – магнитофонным аудиозаписям, видеозаписям пришел инструмент, который способен заменить любое ТСО, превзойдя его по качеству.

   Л.И.Шинкунас, учитель музыки, на семинаре поделилась своими успехами и открытиями на уроках. Удивительно проникновенно звучали струнные и духовые инструменты, оркестровые выступления произведений великих композиторов, и довольно необычно было побывать на просмотре оперы и услышать голоса великих теноров. Педагоги с удовольствием побывали в роли учеников и исполнили песню «До чего дошел прогресс».
  Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. В.М.Бурикова продемонстрировала, как на помощь пришел персональный компьютер, который позволил проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

   В школе появился информационный интегрированный продукт «КМ-Школа», созданный на основе Интернет-технологий, в который входит образовательный мультимедийный контент, а так же удобные эффективные средства для автоматизации управления школой. Е.А.Бикеева познакомила теоретически и практически с возможностями использования  этого программного продукта. Ценность для учителя-предметника заключается в применении Базы знаний для подготовки и проведения наглядных интерактивных занятий,  которая содержит около 2 млн. информационных объектов по всем предметам и для всех уровней обучения. Электронные учебные ресурсы «КМ-Школы» - это более 1500 мультимедиа уроков 5-11 кл., банк тестовых заданий (более 20 000), медиатеки по предметам школьной программы – иллюстрации, анимации, видеофрагменты, более 160 тыс. энциклопедических статей, курсы-тренинги, электронная библиотека, в которой более 14 000 книг, электронная коллекция популярной и классической музыки. Педагоги школы имели возможность познакомиться со Школьным клубом – образовательным и развивающим порталом для дополнительного и самостоятельного обучения детей и взрослых.

  Уже 2 года в школе используется база данных «1С:Хронограф. Школа 2.5», которая стала основным инструментом ведения электронного документооборота и техническим решением оперативного осуществления контроля над учебным процессом. С.В. Кузьмиченко познакомила с новыми возможностями использования данного комплекса учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией школы. Наглядно в электронном и бумажном варианте представила такие виды отчета, как Анализ успеваемости по классам, анализ успеваемости по ученикам, анализ успеваемости по преподавателям, анализ успеваемости по предметам и т.д. А также научила оперативной отправке электронных писем с успеваемостью ученика за указанный период родителям.

   В школе появилось новое техническое устройство – документ-камера. Это особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений документов, трехмерных объектов в виде видеосигнала на монитор или с помощью проектора на экран. В.Н.Черномырдина показала использование этого устройства на уроках, когда часто возникает необходимость демонстрировать перед аудиторией разнообразные мелкие объекты, химические и биологические эксперименты и прочее. Педагоги отчетливо рассматривали структуру зеленых листочков, комнатных растений, а также процесс прорастания семян фасоли, путешествовали по карте и создавали интерактивные диаграммы. С помощью документ-камеры изображение увеличивается до 400% , на экране были показаны микрообъекты с микроскопа. Техническое устройство нужное и важное, ведь с помощью него можно изменить процесс преподавания и сделать его соответствующим новому, цифровому веку.

   «В Интернет, как и в море, можно закинуть невод и придет он с одною тиной морской, а можно и поймать свою золотую рыбку. Впрочем, каждый волен выбирать себе то, что он хочет, на то он и Интернет - информационное пространство без границ. Помочь сориентироваться в огромном потоке, не захлебнуться в нем, а научиться плавать - задача не из легких, но вполне выполнимая», - начала свое выступление Е.А.Бикеева. Педагоги, применяющие в образовательной деятельности Интернет- технологии, с полной уверенностью говорят, что у ребят развивается умение классифицировать информацию, критически подходить к ней, сопоставлять и в целом способствует повышению информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки самообразования, помогает «превращать учебу в радость открытия». Педагоги школы фрагментально побывали на трех уроках с использованием Интернет-технологий: послушали замечательный голос Утёсова, побывали в музее Л.Н.Толстого и услышали авторское прочтение стихов Марины Цветаевой. И отметили, как это замечательно соприкоснуться так близко с культурой и искусством, совершив путешествие во времени. На нас учителях-предметниках лежит ещё и большая ответственность, в каких целях наши ученики будут использовать мировое информационное пространство, какие сайты будут посещать, в том числе, и в свободное от учебы время. Поэтому на уроках мы должны показывать Интернет-библиотеки, бывать с детьми в музеях, участвовать в образовательных телекоммуникационных проектах и дистанционно повышать свое образование.

   При подведении итогов семинара на «Круглом столе» были сделаны выводы о том, что способствуя обеспечению необходимых и достаточных условий качественного образования, ИКТ играют значительно важную роль в совершенствовании системы образования. ИКТ не только развивают умственные способности человека, они открывают новые перспективы и направления такого развития, а также открывают широкие возможности для повышения качества образования. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии – это использование новых возможностей передачи знаний, оценки качества обучения и, безусловно, всестороннее развитие личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. А главная цель информатизации образования состоит в «подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».

  Семинар длился три часа, но пролетел как одно мгновение. И к завершению «горели глаза» не только у выступающих, но и все участники получили необычайный заряд на новые открытия и творения в своей нелегкой, но такой удивительной и ответственной профессии – учитель!

Вернуться «